http://nmn.by/files/white_house.jpg
"Раз не хотите по хорошему, будем по плохому", — примерно так мог сказать представитель официального Минска на встрече с чиновниками Вашингтона, когда информировал их о решении белорусской стороны отозвать своего диппредставителя из этой страны на консультации.

Марина РАХЛЕЙ, "Белорусские новости"

Формально 7 марта новых причин для отзыва посла Беларуси из США не было. Поэтому, объявляя об отзыве посла, пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Попов не стал отвечать на вопросы журналистов: на что так жестко реагирует Минск? Сложилось даже впечатление, что внутреннюю переписку Казначейства США (Министерства финансов) приняли за новые санкции.

Здесь стоило бы отметить, что белорусское внешнеполитическое ведомство никогда не прекращает переговоры с еврочиновниками и чиновниками Вашингтона: запрет на общение на высоком уровне не мешает сторонам обсуждать актуальные события, объяснять друг другу происходящее и обмениваться предложениями по улучшению отношений. Когда рядовым гражданам кажется, что со страной или структурой Беларусь находится в состоянии дипломатической войны, на самом деле диалог не прекращается.

Так и в этом случае. Как рассказали "Белорусским новостям" источники в соответствующих ведомствах Беларуси и США, которые пожелали остаться неизвестными, до объявления о санкциях в отношении концерна "Белнефтехим" в ноябре 2007 года Минск вел активную работу с целью их недопущения.

Белорусские министерства уже летом стали просчитывать последствия санкций и адекватную на них реакцию. Кстати, было решено не принимать зеркальных мер и не выставлять из Беларуси американский бизнес, поскольку эти шаги затронули бы интересы бизнесменов очень разных стран.

Санкции, как видим, предотвратить не удалось. 13 ноября 2007 года Минфин США заморозил все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета "Белнефтехима" и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании "Белнефтехим Ю-Эс-Эй". Кроме того, американским бизнесменам было предписано воздержаться от контактов с этим концерном.

Как заявил министр финансов Николай Корбут в декабре прошлого года, убытки от введения санкций составили 17 тысяч долларов. "Экономическим шантажом" назвал санкции в феврале нынешнего года президент Беларуси Александр Лукашенко.

По некоторым сведениям, вскоре после действия Минфина США Минск и Вашингтон договорились, что экономические санкции в отношении "Белнефтехима" в полном объеме вступят в силу на четыре месяца позже: в марте 2008 года. Договорились, конечно, в устной форме.

Для чего сторонам потребовалось это время, можно только гадать. Как Беларусь пыталась предотвратить санкции или уменьшить их негативные последствия, также неизвестно. Очевиден результат: запоздавшая на 4 месяца реакция официального Минска — отзыв нашего посла для консультаций и рекомендация американскому послу последовать его примеру.

США выразили свое сожаление в связи с этими шагами белорусских властей, но заявили, что пока посол США останется в Беларуси, чтобы иметь возможность "взаимодействовать с белорусским правительством на высоком уровне". То есть, неафишируемый диалог все-таки продолжается?

Руководству Беларуси, чтобы вести такую игру, нужны очень хорошие карты на руках. Вряд ли джокер — Брюссель, представительство которого "прописали" в Минске одновременно с объявлением об отзыве белорусского посла из США. Брюссель и Вашингтон — давние партнеры, в том числе и по белорусскому вопросу. Похоже, играть Минск намерен, делая вид, что у него припрятаны некие козыри в рукаве.