Новая операционная система от Microsoft появилась уже довольно давно и завоевывает все большую аудиторию. Однако, как и все новое, она с трудом окучивает людей, которые уже годами «сидят» под Windows XP. Во-первых, люди просто не видят смысла переходить на новую ОС. Во-вторых, боятся проблем с совместимостью игр/программ. В-третьих, опасаются того, что после установки Vista придется модернизировать свой компьютер, чтобы обеспечить достойную производительность. Этому и многому другому посвящается данная статья. С одной оговоркой – здесь мы будем рассматривать исключительно «игровой» вопрос, т.е. новые возможности и функции, которые предлагает Windows Vista для игр.
Новая операционная система от Microsoft всегда «тяжелее» предыдущей. Как правило, она требует большей процессорной мощи, большего объема оперативной памяти. Теперь – предъявляет требования и к видеокарте. Для того, чтобы инсталлировать Vista на компьютер следует убедиться, что ваш ПК удовлетворяет минимальным системным требованиям.
Если вам достаточно базового и самого дешевого пакета Home Basic, то это:
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 512 МБ
Видеокарта DirectX 9 совместимая
32 МБ памяти
HDD 20 ГБ
15 ГБ свободного места для установки
Другое DVD привод
Аудиовыход
Доступ в Интернет
Однако, в результате получится чисто «рабочая лошадка», у которой отсутствует львиная доля преимуществ по сравнению со «старшими братьями». В случае установки Home Premium, Business или Ultimate минимальные требования следующие:
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 1024 МБ
Видеокарта DirectX 9 совместимая
128 МБ памяти
Поддержка пиксельных шейдеров 2.0
HDD 40 ГБ
15 ГБ свободного места для установки
Другое DVD привод
Аудиовыход
Доступ в Интернет
Поскольку в данной статье мы рассматриваем Vista, как игровую систему, то отмечу, что современный игровой ПК априори подходит под эти требования, поскольку игры намного более «прожорливы», чем графический интерфейс Vista. Для написания данной статьи использовалась следующая конфигурация компьютера:
Процессор Athlon 64 X2 4200+
Память 2 ГБ (2х1024 DDR PC3200)
Видеокарта MSI NX7900GTX (512 МБ)
Аудиокарта Creative X-Fi Fatal1ty
DVD Pioneer DVR-111D
HDD Seagate Barracuda 7200.9 SATA II (160 ГБ)
ОС Windows Vista Ultimate
Перед покупкой Windows Vista необходимо определить, какую версию вы предпочитаете. Помочь в этом может сравнительная таблица
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
на официальном сайте. Как видно, самым выгодным вариантом для домашнего пользования является версия Home Premium. Во-первых, дешевле. Во-вторых, не перегружена бесполезными в домашнем хозяйстве функциями.
Сразу стоит отметить, что наибольшие требования Vista предъявляет к оперативной памяти. Во многом из-за того, что графический интерфейс стал намного «тяжелее», сбоку висит панель с гаджетами (gadget), и на заднем фоне работает куча сервисов. Поэтому крайне желательно иметь минимум 2 ГБ до начала установки, чтобы не мучиться от постоянных подгрузок.
Кроме того, Vista также предъявляет требования к видеокарте – 128 МБ на борту, обязательная поддержка пиксельных шейдеров 2.0. Все это служит одной лишь цели: чтобы пользователь охал и ахал от лицезрения нового графического интерфейса Aero. Полупрозрачные окошки – лишь вершина айсберга. На самом деле, есть и более значимые преимущества, и все они призваны обеспечить больший комфорт и удобство в работе. К примеру, если на «Панели задач» (Taskbar) находится несколько приложений, то достаточно просто подвести курсор к кнопке, чтобы выскочило небольшое окошко с миниатюрным слепком содержимого.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
В случае стандартного переключении между задачами (Alt+Tab) теперь выводятся не только их пиктограммы, но также миниатюрные слепки приложений, чтобы уменьшить время поиска.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Если же необходимо быстро переключиться между текстовыми данными, разница между которыми на миниатюрных слепках плохо различима, то можно воспользоваться другим способом - Win+Tab, чтобы увидеть трехмерное каскадное отображение запущенных приложений.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Все остальные отличия уже не так существенны и относятся к так называемым «украшательствам». Тени от окошек, плавное сворачивание и т.д. Тем не менее, Aero вызывает только положительные эмоции, из-за чего отказываться от него ради экономии системных ресурсов желания не возникает. Тем более, что на производительность игр он не оказывает влияния и приостанавливает работу, как только запускается что-нибудь ресурсоемкое. Единственный минус, после возврата на «Рабочий стол» придется немного подождать, пока окошки снова станут полупрозрачными.
Расхожие недостатки Windows Vista
Перед тем, как перейти к преимуществам Vista, как игровой платформы, стоит отметить недостатки, вымышленные или существующие, из-за которых пользователи опасаются инсталлировать новую операционную систему.
1. Производительность.
Да, Windows Vista загружается медленнее Windows XP. Да, придется привыкнуть к тому, что некоторые программы не реагируют мгновенно и иногда «задумываются» по пустякам. Но это касается лишь частных случаев. В остальном Vista работает с той же скоростью, что и XP, если не быстрее.
2. Несовместимость со старыми играми.
Возможно, это и так. Возможно, какие-то игры и не запускаются, но мне лично за все время использования не попалось ни одной. Все работало отлично, начиная с древностей, вроде Starcraft (1998 год выпуска), и заканчивая современными проектами.
Однако, мое везение не является гарантией того, что у вас запустятся абсолютно все игры. В этом случае стоит воспользоваться режимом совместимости с Windows XP, поставить последнее обновление и, если ничего не поможет, отправиться за помощью на специализированные форумы в поисках лекарства. Еще один подводный камень заключается в назойливой службе User Account Control, которая может здорово испортить жизнь пользователю без прав администратора. Как вариант - ему будут недоступны папки с сохранениями. Поэтому лучше всего сразу отключить этого помощника.
Единственная гарантированная проблема может возникнуть с играми, защищенными системой Starforce до версии 3.04.062 (для 32-х битной ОС) и до версии 3.05 (для 64-х битной ОС) и ниже. В случае проблем с более старшими версиями может потребоваться обновление драйвера Starforce (искать на официальном сайте).
3. Сырые драйвера.
Раньше это было актуальной проблемой для видеоускорителей и звуковых карт. Теперь же ситуация с драйверами выровнялась.
Если же у вас стоит какое-то специфическое устройство, то перед установкой необходимо убедиться, что производитель уже озаботился выпустить драйвер под Vista для него. Если нет, то увы - придется искать более современное решение.
4. Отсутствие аппаратной поддержки DirectSound 3D.
К сожалению для всех владельцев продукции Creative, в играх не работает технология EAX, поскольку Microsoft отказалась от аппаратной поддержки DirectSound 3D в Windows Vista. Сразу можно забыть о звуковых эффектах в великом множестве актуальных игр. Пожалуй, самый большой недостаток операционной системы. Однако, Creative так просто не сдается. Поэтому, взамен утраченному DirectSound 3D используется OpenAL API, который позволяет задействовать возможности звуковых карт серии X-Fi. К примеру, DOOM 3 (v. 1.3) и Quake 4 отлично себя чувствуют под Windows Vista и отличаются богатым, насыщенным звуком.
Вместе с тем, компания Creative предложила собственное решение, чтобы обладатели X-Fi могли воспользоваться преимуществами EAX в играх под Windows Vista - Creative ALchemy. Данная программа перенаправляет аудио-запросы от одного API (DirectSound) к другому (OpenAL). Минус у данного решения только один - поддерживается ограниченное число игр, но со временем этот список пополняется.
5. Падение производительности в играх.
Этому недостатку придают гораздо большее значение, чем он заслуживает. Да, падение есть, незначительное такое падение, которое выражается в нескольких процентах. Бенчмарк сможет установить эту небольшую разницу, но пользователь на глазок – вряд ли. Я лично не заметил изменений, запуская те же самые игры, что и на Windows XP. Единственное, если для XP было в большинстве случаев достаточно 1 ГБ оперативной памяти, то под Vista крайне желательно иметь 2 ГБ. Этого вполне хватит, чтобы играть абсолютно во все современные игры. Специально, чтобы это проверить, были установлены требовательные к памяти Call of Juarez, F.E.A.R., Battlefield 2 – работали точно также, как и под Windows XP, без характерных подтормаживаний.
В результате получается, что единственным существенным недостатком для игр является отсутствие аппаратной поддержки DirectSound 3D в Windows Vista. Сложно объяснить, почему Microsoft решила так некрасиво поступить с пользователями. Все-таки EAX, особенно последних версий, сильно способствовал большему погружению в мир игры. Однако, звуковые карты X-Fi от Creative из-за этого не потеряли актуальность, поскольку все большее число современных проектов использует OpenAL. Все остальное уже не так существенно.
Раздел Games
Компания Microsoft долгое время своими руками душила ПК, как игровую платформу. Все усилия были направлены на популяризацию Xbox. Сейчас ситуация немного изменилась в лучшую сторону, и это особенно заметно по новым решениям, которые были интегрированы в Windows Vista. Самым основным и самым главным является новый раздел в меню Start («Пуск») под названием Games («Обозреватель игр»).
Под Windows XP все установленные программы, включая игры, кидают свои ярлыки в меню «Пуск». Если программ много, а со временем они имеют обыкновение накапливаться, то поиск нужной занимает все больше и больше времени. Особенно из-за того, что все ярлыки, относящиеся к одной программе, имеют обыкновение складировать в одной малоразличимой папке. Если говорить про игры, то ничего страшного – можно просто вынести все ярлыки на «Рабочий стол». Но у некоторых игр (F.E.A.R.) имеются два ярлыка на одиночный и многопользовательский режимы. А у некоторых дополнительно имеется бенчмарк (Supreme Commander), для которого приходится резервировать еще один ярлык, что ведет к загромождению пространства. Изредка возникает необходимость зайти на сайт разработчика или издателя в поисках обновлений, и тут ярлыки уже не помогут, придется снова лезть в древовидное меню в поисках нужного URL.
Специально для того, чтобы минимизировать время поиска и избежать захламления рабочего пространства, в Windows Vista было интегрировано простое и изящное решение - раздел Games. Изначально в нем находятся простые офисные игрушки, которые идут в комплекте с Vista. Сапер, шахматы, маджонг, карточные игры - обозревать их смысла нет, поскольку большинство из них было представлено в предыдущих версиях Windows. Однако, новые игры после установки также оказываются в этом разделе.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Первое очевидно преимущество заключается в том, что теперь абсолютно все игры находятся в одном месте. Многие туда попадают автоматом (даже старичок Stacraft самостоятельно появился здлесь без всяких телодвижений с моей стороны), но некоторые, даже новые, почему-то отказываются. Исправить это положение можно очень легко - просто перетащить ярлык игры в Games. Увы, но на этом все преимущества этого раздела для данной игры заканчиваются.
Если выделить игру, которая самостоятельно попала в раздел Games, то снизу высвечиваются следующие данные: издатель, разработчик, дата выхода, жанр, версия игры и когда в последний раз она запускалась.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Данные эти, судя по всему, предоставляют сами разработчики, поэтому местами возникают забавные казусы. Так, кооперативная онлайновая игра Guild Wars имеет жанр MMORPG, а массовая онлайновая ролевая игра World of Warcraft обходится скромным Role-Playing. Почти никогда не совпадают текущие версии игр с тем, что указывается в разделе Games. Иногда не прописывается URL на сайт разработчика и издателя. В любом случае, предложенное в Vista решение - большой шаг вперед по сравнению с тем, что было. Но увы, требуется доводка и унификация, чтобы все заработало должным образом.
Также стоит отметить, что каждой игре присваивается возрастной рейтинг с указанием особенностей: жестокость, употребление алкоголя, кровь, ненормативная лексика и прочее.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Теперь рассмотрим, каким образом в Vista реализовано избавление от складирования ярлыков разной степени полезности, на примере Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Если нажать правой кнопкой мыши на пиктограмме, то выпадает контекстное меню, из которого можно запустить саму игру, получить техническую поддержку, пройти на официальный сайт и пр. Также можно удалить эту игру из раздела или скопировать ярлык в стартовое меню. Просто, наглядно, удобно.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Чуть ранее я приводил игру Supreme Commander, у которой может быть до трех ярлыков: одиночный и мультиплеерный режимы, бенчмарк. Теперь, если нажать на пиктограмме правой кнопкой, то выпадает то же самое контекстное меню со ссылками на сайты, папку с сохранениями и пр., но главное, что сверху отмечены три пункта: Игра, Интернет-игра и Benchmarck.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Первые два пункта Supreme Commander создала самостоятельно, в процессе установки. Третий добавил я сам, благодаря функции Customise... в контекстном меню. С ее помощью любой игре можно задать до пяти команд запуска. В данном случае я создал третью команду Benchmark, чтобы игра запускалась с параметром /perf. Особенно эта возможность актуальна для старых игр, которые автоматически не заносят все свои данные в раздел Games. К примеру, в F.E.A.R. одиночный и многопользовательский режимы запускаются разными исполнительными файлами. С помощью опции Customise... можно легко создать дополнительную команду для запуска мультиплеера.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Рейтинги
Отправляясь в магазин в поисках новой игры, голову приходится забивать спецификациями родного компьютера. Возможно, для большинства наших читателей это прозвучит дико, но средний пользователь чаще всего даже не представляет, что находится внутри системного блока. На собственной практике приходилось иметь дело с людьми, которые знали только одно: у них компьютер «хороший». Всё. Кое-кто мог с натяжкой вспомнить, что у них стоит «жифорс» и «пентиум». И это, стоит отметить, основная масса аудитории, для которых разработчики и создают игры. Хардкор нынче не в моде. Windows Vista помогает раз и навсегда разобраться с этой проблемой: наладить прочный контакт между покупателем и продавцом без посредников в виде ненадежных гигагерц и пиксельных шейдеров.
В Windows Vista было принято очень верное решение отказаться от громоздких системных требований. Вместо них вводятся «Рейтинги». Первое, что необходимо сделать пользователю – это протестировать свой ПК на получение игрового рейтинга. Сделать это очень просто. Достаточно зайти в раздел Games и задействовать функцию Performance Information and Tools («Сведения о производительности и инструменты»).
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Здесь необходимо запустить непродолжительный тест, по результатам которого компьютеру будет присвоен определенный рейтинг: на данный момент это может быть число от 1 до 6. В будущем, скорее всего, появятся и более производительные машины. Если изменить конфигурацию ПК или установить новый драйвер, то Vista попросит прогнать тест заново.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Таким образом, рейтинг – это единственный показатель который пользователь должен знать о своем ПК. Само собой, пока эта идея еще не прижилась, но и Москва не сразу строилась. Современным играм, в свою очередь, также присваиваются рейтинги: требуемый и рекомендуемый. Все, что пользователю остается сделать – это сравнить простые числа.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Родительский контроль
Родители пропадают днями на работе и не способны в это время контролировать своих детей. Запретить вообще доступ на ПК - слишком радикально. Вдруг ребенок захочет всего-навсего мультфильм посмотреть и песенку послушать. Но хотелось бы также получить гарантию, что шестилетний малыш не будет резать зомби бензопилами. Для того, чтобы контролировать этот процесс, в Windows Vista интегрирован уникальный сервис: Parental Controls («Родительский контроль»).
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
С помощью функции Parental Controls можно легко ограничить доступ детей к несанкционированным развлечениям. Можно запретить им вообще запускать игры или запускать лишь избранные из них. Поскольку для многих игр Vista автоматически выставляет возрастной рейтинг, то можно наложить ограничение на все «взрослые» игры
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Можно также воспользоваться удобным сортировщиком и запретить, к примеру, запускать игры, где есть кровь, взрослый юмор, сексуальный контент, онлайновый мультиплеер и прочее и прочее. Всего 31 пункт.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Также можно контролировать время, которое ребенок может провести за компьютером в течение суток. Мало того, можно распланировать каждый день в неделе. В рабочие дни поставить 3 часа вечером, а в выходные, к примеру, разрешить играть на полную.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Вот, что увидит ребенок после активации Parental Controls:
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Но дети всегда умнее своих родителей. Быстро сообразят, что для запуска игры вовсе не обязательно заходить в раздел Games. Можно воспользоваться и окольным путем – зайти в каталог игры и запустить исполнительный файл. Однако, в Windows Vista предусмотрена защита и от этого: у ребенка также пропадает возможность зайти в папку с запрещенной игрой.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Остальные преимущества Windows Vista
1. DirectX 10
Компьютерным играм свойственно эволюционное развитие. Мощности железа наращиваются постепенно и разработчики приспосабливают игры под новые технологии. Каждая версия DirectX открывала новые возможности, позволяла производителям создавать более красивые и совершенные игры. Теперь наступил новый виток эволюции - DirectX 10.
Поначалу не стоит ожидать кардинальных улучшений в графике. DirectX 9 появился в 2002 году, но реальный прорыв стал заметен только в 2004, с выходом Half-Life 2, DOOM 3, FarCry. Примерно то же самое наблюдается и сейчас с DirectX 10. Небольшое качественное изменение.
Тем не менее, игры под DirectX 10 начинают выходить. Уже сейчас имеются Company of Heroes (требуется обновление 1.7) и Call of Juarez (американская версия). В скором времени планируются к выходу новые, многообещающие проекты, поддерживающие DirectX 10: Age of Conan: Hyborian Adventures, Alan Wake, Bioshock, Brother in Arms: Hell's Highway, Crysis, Hellgate: London, Lost Planet: Extreme Condition, Unreal Tournament 3, World in Conflict. Большинство из них выйдут уже в этом году.
Для сравнения качества графики приведем официальные скриншоты из Age of Conan: Hyborian Adventures.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
DirectX 9
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
DirectX 10
В последнее время наметилась тенденция противопоставлять DirectX 9 против DirectX 10, приводя в качестве сравнения подобные скриншоты. Причем, сравнения странные - сложно поверить, что под DirectX 9 невозможно создать подобные эффекты и тем более - увеличить дальность видимости до сравнимой. Но факт есть факт, эти скриншоты наглядно демонстрируют различие в графике игр, запущенных под разными API. Маркетинговый ли это ход, или реальная пропасть между технологиями - значения уже не имеет.
На всякий случай напоминаю, что одна лишь Windows Vista не способна подарить пользователям преимущества DirectX 10. Необходимо заиметь видеокарту с поддержкой нового API.
2. Эксклюзивные игры для Windows Vista
Пока подобным безобразием занимается исключительно корпорация Microsoft. За последний месяц вышло уже две эксклюзивные игры, которые ни при каких условиях не запустятся под Windows XP (если, конечно, энтузиасты в очередной раз не сотворят чудо). Во-первых, это футуристический шутер Halo 2, прогремевший на Xbox в 2004 году. Во-вторых, это сетевой шутер Shadowrun, созданный в сеттинге древней ролевой игры, где магия плотно сплетается с технологиями. Представьте себе Counter-Strike с огромным прицелом и возможностью покупать не только оружие, но и магические приемы - самое то получится. Не сказать, что это серьезный стимул для инсталляции Windows Vista. Вряд ли пользователи ХР почувствую себя обделенными. Но поиграть, хотя бы ради ознакомления, увы, не смогут. Зато есть уверенность, что Microsoft на этом не остановится, и вскоре появится еще несколько предназначенных только для Vista игр. Alan Wake от разработчиков Max Payne 1-2 тому примером.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
3. Сервис Live Anywhere
Корпорация Microsoft пошла на интересный шаг, желая сплотить пользователей ПК и Xbox 360 в одну большую, дружную семью. Сервис Live на Xbox 360 себя показал только с лучшей стороны. Он позволил игрокам общаться друг с другом, как через текстовые сообщения, так и через микрофон. Стало легко формировать список друзей, отслеживать, в каких игры кто и как далеко продвинулся. Каждый проект (это обязательное условие) позволяет получать специфические награды (Achivements) за те или иные заслуги: убил такого-то босса, прошел игру на таком-то уровне сложности и пр. Одновременно с симпатичной пиктограммой пользователь получает очки, которые суммируются в показатель Gamescore. Из-за этого появился мощный соревновательный элемент.
Существует два вида подписки на сервис Live: серебряная (Silver) и платная золотая (Gold). Первая позволяет пользоваться всеми выше описанными преимуществами. Вторая, дополнительно, дает возможность играть онлайн и изредка скачивать эксклюзивный контент. Оплата за это небольшая, но регулярная. Недовольных этим немного, поскольку Microsoft холит и лелеет мультиплеерную составляющую в проектах - кроме ранговых серверов и обязательной поддержки голосового общения в мультиплеерных играх есть и свой набор наград, которые присваиваются за заслуги в онлайновых потасовках: сделал 100 выстрелов в голову, выиграл 10 матчей на разных картах и пр.
Да, на Xbox 360 сервис Live пользуется большой популярностью, а выход игр с мощным многопользовательским режимом только подстегивает пользователей подключать свои консоли к Интернету. Однако, в случае с ПК все не так просто. Во-первых, из-за того, что игр с поддержкой Live раз-два и нету (Halo 2 и Shadowrun). Во-вторых потому, что за мультиплеер надо платить деньги, что смотрится очень невыгодно на фоне альтернативных онлайновых игр, которые не требуют ежемесячной оплаты. Единственное преимущество для ПК заключается в том, что через Live можно бесплатно общаться со своими друзьями на Xbox 360. Но для этого, увы, придется загрузить игру с поддержкой этого сервиса.
Сложно сказать, есть ли у Live на ПК будущее. Если поток игр с поддержкой этого сервиса будет небольшим, то нет. Если к этому движению будет присоединяться все больше и больше разработчиков, то, хочешь не хочешь, а придется расчехлить кредитную карточку. Особенно, если Live будут поддерживать игры, подобные Unreal Tournament 3 или Starcraft 2. Но вряд ли удастся так сразу преломить психологию компьютерных игроков, которые за годы привыкли к бесплатному мультиплееру в шутерах и стратегия.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки.]
Diagnosis
Microsoft проделала большую работу, пытаясь сделать ПК более привлекательной игровой платформой для обычных пользователей. Появилось множество удобных и простых в обращении функций, все данные по играм складируются в одном месте, система рейтингов призвана избавить игроков от досконального знания своего ПК. Но за удобство придется платить отсутствием EAX в играх и небольшим падением производительности. Хардкорные же пользователи, которые хотят получать от игр максимум, получают более красивые и технологичные игры благодаря DirecX 10. Так что людям, для которых компьютер является средством развлечения, уже сейчас можно (и нужно) задуматься над переходом.
Pro:
Сервис Games, благодаря которому все данные по играм складируются в одном месте
Введение рейтингов ПК, позволяющих в скором времени отказаться от необходимости запоминать характеристики компьютера
Сервис Parental Controls, с помощью которого можно легко настроить доступ детей к играм
Новый API DirectX 10, который приобретает все большую актуальность
Доступ к эксклюзивным играм
Contra:
Отсутствие поддержки EAX в играх
Небольшое падение производительности, по сравнению с Windows XP